Зарядный штуцер
Для зарядки бортовых баллонов от аэродромного питания на вертолете установлен бортовой зарядный штуцер (нормаль МАП 3509С).
Штуцер смонтирован на каркасе фюзеляжа и закрыт легкосъемным лючком е левой стороны фюзеляжа между шпангоутами № 6 и 7.
Редукционный клапан ПУ-7
Редукционный клапан ПУ-7 (фиг. 271) служит для пропуска сжатого воздуха с редуцированием давления в тормозную магистраль. Клапан ПУ-7 установлен на кронштейне в полу кабины летчиков около левой ручки управления. Для подхода к клапану в полу, со стороны грузовой кабины, имеется люк с легкосъемной крышкой. Для включения клапана на одном кронштейне с ним закреплена качалка, связанная тросом с рычагом па ручке управления.
Фиг. 272. Рычаг управления тормозима.
1—рычаг; 2—трос; 3—редукционный цилиндр; 4—трубка; а—режим спокойного торможения па 8 кг/см-; б—режим резкого торможения в аварийных случаях на 11 —12 кг/см2.
Fla ручке управления вертолетом установлен рычаг 1 (фиг. 272), связанный трос-ом 2 с рычагом у клапана ПУ-7. Торможение может производиться на двух режимах давления: а) спокойного торможения при давлении 8 кг/см2 и б) резкого торможения в аварийных случаях при давлении 11 —12 кг/см2.
На ручке управления установлены специальный редукционный цилиндр 3, внутри которого расположена пружина, а па ушковом штоке 332
цилиндра имеется прорезь. На режиме спокойного торможения при нажатии на рычаг 1 штырь рычага скользит в прорези штока редукционного цилиндра, не сжимая пружину. При дальнейшем нажатии рычага 1 включается пружина. Это устройство позволяет чувствовать режимы торможения по разности усилий.
Воздух из системы через редуктор под давлением 50 кг/см2 подведен к штуцеру А (см. фиг. 271) и не имеет доступа в тормозную систему до тех пор, пока летчик не нажмет на рычаг.
При положении клапана «Расторможено» тормозная система, присоединенная к штуцеру Б, сообщается с атмосферой через открытый малый клапан выпуска 9. Допуск сжатого воздуха из баллона закрыт большим клапаном 11 и малым клапаном впуска 12. Нажимая на рычаг 1 (см. фиг. 272), летчик через рычаг нажимает на толкач 1 клапана (ем. фиг. 271); при этом пружина 7 переместит поршень 3 вниз.
Поршень 3, упирающийся своим седлом в большой клапан выпуска 8, переместит этот клапан до соприкосновения с малым клапаном выпуска 9, разъединив тормозную систему с атмосферой.
При дальнейшем движении толкача вниз открывается малый клапан впуска 12. Сжатый воздух из сети пойдет через нижнюю полость 10 клапана и среднюю полость 4 в тормозную систему. При открытии малого впускного клапана 12 давление сжатого воздуха под большим клапаном впуска 11, сразу резко упадет, и вследствие разности давлений над клапаном и под ним большой клапан впуска откроет большое отверстие для прохода’ воздуха, что значительно ускорит процесс торможения.
Если требуется срочно растормозить систему, то нужно быстро отпустить рычаг на ручке управления, — толкач при этом освободится. Поршень поднимется вверх, седло поршня отойдет от большого клапана выпуска, открыв большое отверстие для выпуска сжатого воздуха в атмосферу, что ускорит процесс растормаживания.
Малые проходные сечения клапанов впуска и выпуска делают этот клапан чувствительным. Наличие больших клапанов впуска и выпуска обеспечивает большие скорости торможения и растормаживания.
Давление за клапаном ПУ-7 определяется проходными сечениями при открытии впускных клапанов, т. е. величиной хода толкача. Поэтому на рычажке, нажимающем на толкач, имеется регулировочный болт, обеспечивающий требуемое давление за клапаном.
Максимальное давление за клапаном — 11 —12 кг/см2.